Режимы бурения скважин

Оптимальный режим бурение скважин – обеспечивает наилучшие показатели работы долота и углубления скважины (интервала).Специальный режим бурения скважин – обеспечивает выполнение специальных операций (набор или стабилизация угла наклона ствола скважины; предотвращение искривления ствола скважины; отбор керна; вскрытие продуктивного пласта; аварийные работы в скважине и др.).ZФакторы, определяющие режим бурения скважин, называются параметрами режима бурения скважин.Основные параметры режима бурения скважин:

  • Расход бурового раствора Q, м3/с (л/с);
  • Осевая нагрузка на долото G, кН (тс);
  • Частота вращения долота n, с-1 (об/мин).
  • Плотность ρ, кг/м3 (г/см3) и другие свойства бурового раствора.
  • Показатели работы долота(показатели бурения скважины)
  • Проходка на долото, h (м);
  • Время механического бурения скважин долотом t (ч);
  • Механическая скорость проходки долотом, Vм = h / t (м/ч);
  • Рейсовая скорость бурения скважин долотом, Vр = h / t+tсп (м/ч);
  • Эксплуатационные затраты на 1 м проходки долота (стоимость 1 м проходки), руб/м.

Проходка на долото (h) – количество метров, пробуренных скважин данным долотом от начала разрушения породы на забое до момента окончания его работы по углублению скважины. Проходка за рейс долота (hр) – количество метров, пробуренных скважин данным долотом от начала разрушения породы на забое до момента окончания его работы по углублению скважины и подъема долота на поверхность, с целью его повторного использования для бурения скважин. Обычно для шарошечных долот h = hр. Для алмазных долот h = сумме hр.

Время механического бурения скважин (tM) – количество часов работы долота при разрушении породы на забое.

Механическая скорость проходки – количество метров, пройденных данным долотом за единицу времени механического бурения скважин. Мехскорость проходки характеризует интенсивность разрушения породы на забое. Изменение текущей механической скорости связано с изнашиванием долота, чередованием пород по твердости, изменением режимных параметров в процессе отработки долота. Снижение механической скорости проходки свидетельствует о необходимости подъема долота.

Рейсовая скорость бурения скважин – количество метров, пройденных данным долотом за единицу суммарного времени механического бурения скважин, спуско-подъема долота и вспомогательных работ. Рейсовая скорость определяет темп углубления скважины. Долото, поднятое при достижении максимума рейсовой скорости, обеспечивает наиболее быструю проходку ствола скважины.

Эксплуатационные затраты на 1 м проходки (стоимость одного метра проходки) равняются сумме стоимости долота, а также всех расходов, необходимых для углубления скважины в данном интервале бурения скважин, отнесенных к длине этого интервала.