ДЕТСКАЯ КОМНАТА

В семьях, где есть дети, даже при самых скромных возможностях школьник должен иметь свое рабочее место как одно из непременных условий хорошей учебы и нормального воспитания ребенка. Постоянное место для занятий дает школьнику возможность не только правильно приготовить уроки, но и дисциплинирует его, прививает элементы самостоятельности. Ребенок понимает, что в своем уголке он хозяин, ему самому нужно следить там за порядком.

В однокомнатной квартире уголок школьника можно отделить, например, сквозным книжным стеллажом, доходящим от потолка, декоративной цветочной стенкой или просто шкафом.

В двухкомнатной квартире комнаты подразделяют обычно на общую и спальню. Если в семье один школьник, то место для занятий ему нередко отводят в обшей комнате, чтобы спальней могли пользоваться взрослые. Однако лучший вариант, когда меньшую комнату предоставляют ребенку.

В трехкомнатной квартире найти место для школьника проще. Если ребенок один, то одна из комнат полностью предоставляется в его распоряжение. Когда школьников двое, могут возникнуть неудобства, особенно если время занятий у них совпадает. Чтобы ребята не мешали друг другу, их уголки следует устраивать раздельно: один — в спальне, другой — в детской.

Во всех случаях, как в городском, так и в сельском доме, комната, в которой устраивается уголок школьника, должна быть светлой, сухой и желательно непроходной. Письменный стол или секретер размешают в самой светлой части комнаты, у окна, чтобы рабочее место освещалось естественным светом.

Мебель и оборудование детской должны быть простыми и удобными, желательно из светлых пород древесины или отделанные пластиком умеренно ярких тонов. Постель, письменный стол со стулом и книжный шкаф (или полка) — это минимально необходимый набор мебели для ребенка. Если в семье двое школьников и нет возможности выделить им отдельные уголки, можно воспользоваться двухместным столом с тумбой посредине. Для учащихся обычно изготовляют столы с крышками, высоту и наклон которых можно регулировать. Если крышка стола немного наклонена (на 12—15°), то читать и писать на ней гораздо удобнее, меньше утомляется зрение. Удобен настольный пюпитр для книг — его можно купить в магазине.

Стул рекомендуется с жестким или полужестким сиденьем, горизонтальным или слегка вогнутым. Спинка должна быть с изломом на уровне поясницы и с небольшим наклоном назад. Желательно, чтобы передний край сиденья во время занятий был на несколько сантиметров задвинут под стол.

Высоту письменного стола и стула нужно подбирать с учетом роста ребенка, тогда не возникнет нарушения осанки.

Ширина сиденья стула колеблется в пределах 38—42 см, а глубина — 35—38 см. Высота книжного шкафа не должна быть слишком большой — до 170 см.

Если в рабочем уголке школьника есть секретер, сочетающий в себе книжный шкаф и письменный стол, нужно проследить, чтобы его откидная доска, заменяющая стол, хорошо освещалась. Для школьников младших классов будет удобной небольшая домашняя парта — деревянная, на металлическом каркасе, с регулируемой высотой.

Прежде чем приобрести мебель, нужно продумать ее расстановку по назначению.

Для декоративного убранства помещения можно использовать аквариумы и клетки, гербарии, даже приборы, карты, модели и др. Особенно комната или уголок, если они украшены собственными работами детей — вышивкой, лепкой, рисунками, резьбой по дереву и др.

Оригинальность интерьеру придает умелое цветовое оформление комнаты. С помощью цветового решения можно разграничить «зоны влияния» в комнате для двух детей, Например, комната разделена на две равные части широкой полосой, проходящей по полу, стенам и даже шторе на окне. В этой «пограничной» зоне нет ничего противоестественного, наоборот, она носит элемент игры, который в такой комнате, как детская, вполне уместен.

Разделение комнаты цветом может быть использовано и в другой композиции интерьера, например по диагонали. В этом случае в одной половине помещения преобладает, к примеру, оранжевый цвет, а в другой — желтый. Эти цвета повторяются в облицовочных материалах письменных столов, в обивочных тканях матрасов и мягких прямоугольных подушек, которые можно соединять вместе различными способами, создавая-кресла, диваны и др. мягкую мебель. Даже ковер на полу составлен из двух кусков, повторяющих по цвету эту гамму.

Цветом можно подчеркнуть функциональное значение разных зон. Например, рабочая зона у окна с письменным столом или секретером выдержана в светлом тоне, а зона отдыха — в более насыщенном, темном.

Стены детской комнаты оклеить лучше влагостойкими обоями. Дети есть дети, они не так аккуратны, как хотелось бы родителям. Поэтому очень удобны обои, которые в местах загрязнения можно протереть влажной тряпкой.

Занавески в детской могут быть яркими, но желательно легкими, т. к. тяжелые шторы мешают проветриванию, затемняют комнату днем, на них скапливается много пыли.

Детская мебель отличается от обычной не только размерами, но и внешним видом. Для детской мебели характерна многофункциональность, т. е. универсальность. Детскую мебель следует выбирать с учетом роста ребенка. Чтобы увеличить срок пользования мебелью, некоторые модели делают таким образом, чтобы можно было изменить ее размеры по высоте и длине. Это требование особенно важно при организации рабочего места школьника.

Мебель для самых маленьких — это манеж и кроватки. Некоторые модели детских манежей представляют собой каркас-ограждение из трубчатых пластмассовых элементов, на которые натягивается эластичная сетка. Такая конструкция манежа удобна, т. к. его легко перемещать, разбирать и зрительно он не загромождает помещение.

Для детей дошкольного возраста необходим столик со стульчиком. Он служит для рисования и игр, требующих сосредоточенности, например сборки конструктора.

Все элементы детской мебели изготавливаются из дерева или пластмассы. Часть из них служит емкостью для хранения игрушек; другая — доской для рисования цветными мелками (вертикальное положение), столом для игр (горизонтальное положение); третья — табуретом и др.

Под столом размещаются ящики (на колесиках) для хранения крупных игрушек, они легко убираются. Это приучает ребенка к аккуратности. Можно использовать наборы детской мебели, в которые входят различные по назначению предметы (шкафчики, емкости для игрушек, сиденья), собираемые во всевозможных сочетаниях, что позволяет разнообразить интерьер детских комнат, вносит элемент игры в процесс их оборудования.

В набор мебели для детей среднего и старшего возраста обычно входят диван-кровать, комбинированный шкаф для книг, платья и белья, рабочий стол или секретер. Наиболее удобна секционная конструкция таких наборов; в отличие от секционной мебели для других помещений квартиры, секции детской мебели выполняются несколько меньшей глубины и высоты. Для повышения гигиенических качеств детская мебель обычно покрывается нитроэмалями или бесцветным лаком; в отделке детской мебели активную роль играет цвет.

Уголок дошкольника оборудуется небольшим столом, стульчиком, шкафом или этажеркой. Все эти предметы должны соответствовать росту ребенка, чтобы во время занятий и игр сохранялось нормальное положение туловища, головы и рук и чтобы он мог свободно доставать нужные игрушки, если детский уголок небольшой, то лучше приобрести складной или откидной столик, а игрушки и книжки хранить на подвесной полке или в шкафчике либо воспользоваться комбинированной мебелью.

Стол для игр и занятий должен быть прямоугольным, т.к. ребенок, занимаясь за круглым столом, будет постоянно прижимать грудную клетку к крышке стола, а при рисовании и лепке локти у него будут находиться на весу, что утомительно и мешает выработке правильных навыков. Ребята часто играют прямо на полу, поэтому в уголке дошкольника рекомендуется постелить небольшой коврик, дорожку или циновку.

Уголок ребенка младшего школьного возраста. Детям в этом возрасте кроме места для занятий нужно иметь также место для игр и хранения игрушек. Рекомендуется приобрести небольшой письменный стол с ящиками для тетрадей и других школьных принадлежностей. Письменный стол лучше поставить у окна, чтобы свет падал прямо или с левой стороны. Крышка стола должна иметь гигиеничное и достаточно твердое покрытие.

Надо строго следить за тем, чтобы ребенок сидел не сутулясь, не нагибая низко голову: неправильная поза является причиной возникновения близорукости и искривления позвоночника и грудной клетки. На столе во врем занятий не должно быть лишних предметов, чтобы внимание ребенка не рассеивалось. Наиболее простым и гигиеничным местом для занятий ребенка является широкая доска с подвесными ящиками. По мере роста ребенка следует соответственно изменять высоту доски.